Сравнение охотничьих наконечников
Доктор Эд Ашби (Dr. Ed Ashby)
От редакции: охота с луком и арбалетом разрешена в большинстве стран мира, и мы продолжаем публикацию переводных материалов об этом виде спорта.
Выбору наконечников обычно уделяют мало внимания. Часто выбор основан на том, что есть в продаже в ближайшем лучном магазине или на советах приятелей. Многие руководствуются неверным постулатом: «Если это стоит больше, оно работает лучше». Собрано много статистики о действии пуль разных конструкций на животных, но аналогичная статистика по наконечникам стрел очень мала или отсутствует.
Летом 1985-го я (Dr. Ed Ashby) имел уникальную возможность провести полевую научно-исследовательскую работу, чтобы оценить эффективность различных типов наконечников стрел. Исследование проводилось в охотничьем заказнике «Мкузи» в провинции Наталь Южно-Африканской Республики. Тони Томкайнсон, шеф рейнджеров в "Мкузи", был инициатором исследования. Он отвечал за открытие лучной охоты в провинции Наталь. Тони заслуживает благодарности всех лучников за свой колоссальный труд по открытию лучной охоты в Африке.
Мы намеревались оценить эффективность разных типов наконечников применительно к разнообразию дичи, от оленя до зебры. Разнообразие животных является самым применимым к выбору наконечников для североамериканской и европейской охоты.
Мы стреляли из мощных луков, у Тони был 80-фунтовый блочник "Мартин Вартхог", у меня – 94-фунтовый лонгбоу, который посылал 700-грановые ( 45,4 грамма) стрелы со скоростью 182 FPS (55 м/с). Конечно, разные стрелы летели с разной скоростью, а лук Тони мне не удалось отстрелять через хронограф, так как я не взял этот прибор с собой в Африку. Тридцать два варианта наконечников были проверены, в том числе самые популярные наконечники с неподвижным или заменяемым лезвием, несколько раскрывающихся наконечников и опытные модели.
Методов испытаний было два. На одних животных мы охотились с луком, по другим, отстрелянным из винтовки в голову, стреляли для испытания наконечника. Эти «модельные» стрелы были пущены немедленно после добора животного, чтобы минимизировать эффекты посмертного изменения ткани.
Действие каждой стрелы изучалось осмотром раны, проведением вскрытия и осмотром обломков наконечника стрелы. Вскрытие записывалось на диктофон и фотографировалось, позднее пленка с диктофона перепечатывалась в текст. Это обеспечивает достоверность, аналогично судебным экспертизам. Выстрелы в тушу животного, пораженного из винтовки, оценивались как смертельные, если:
1) поврежден крупный нервный узел;
2) важный кровеносный сосуд был перерезан;
3) пробитие грудной клетки с поражением жизненно важных органов;
4) поражение органов брюшной полости с хорошим кровоснабжением – почки, печени.
Данные о 154 выстрелах были включены в базу данных для оценки наконечников.
Нас интересовало: 1) какие углы выстрела самые смертельные; 2) при каких углах выстрела вероятнее всего нанести смертельную рану; 3) какой тип наконечника наиболее смертоносен; 4) какие наконечники имеют наибольшее проникновение по мягким (мышцы, легкие) и твердым (кости) тканям; 5) какой тип наконечника для какой дичи подходит.
Один из самых поразительных выводов – то, что большое количество испытанных наконечников очень хрупки, часто сгибаются или ломаются, даже не задев кость. Простой двухлезвийный наконечник в виде треугольника, вернее, одно лезвие с двумя режущими кромками, оказался значительно более стойким, чем постоянный многолезвийный наконечник или наконечник со сменными или поворотными лезвиями.
Выстрелы непосредственно спереди, в грудную кость, и выстрелы под небольшим углом к продольной оси (но не в область плечевого пояса) были на 100% смертельны, но таких выстрелов было очень немного.
Было 25 выстрелов сзади, и 24 попавших в зад (анус) стрел были смертельны. Это неудивительно, опытные лучники считают этот выстрел очень хорошим. А вот почти 30% выстрелов сбоку в плечо не были смертельны, хотя их долго считали наилучшими.
Поражение в огузок смертельно в половине случаев, если наконечник прошел достаточно глубоко для поражения артерии, что очень затруднено на животном типа зебры.
Область соединения плеча с шеей оказалась наиболее эффективна.
Среди 16 выстрелов в лопатку однолезвийным наконечником 12 проникли в грудную клетку и поразили животное.
"Андерсон 245" застрял в лопатке, "Блэк Диамонд" отклонился об лопатку, "Премиум I" отклонился и сломался, "Гриззли" не прошел через лопатку далеко, чтобы быть смертельным.
Только три из трехлезвийных наконечников попали в лопатку – два "Роки моунтан Разорс" (Rocky Mountain Razors) и "Бодкин" (Bodkin), в двух зебр и бородавочника, – но они ее не пробили.
Среди 4-, 5-, и 6-лезвийных наконечников по лопаткам было 8 выстрелов. Только два из них проникли через кость: "Интерсептор" (Interceptor), который проник через лопатку зебры, и "Колпин 6" (Kolpin 6), выстреленный в бородавочника, достиг 10" (20 см) проникновения, но большинство лезвий (5 из 6) были сломаны и остались в лопатке.
Попадания по ребрам однолезвийными наконечниками были смертельны стопроцентно, проникновение стрелы было около 19 дюймов, почти полметра.
Трехлезвийные попадали по ребрам три раза, два из них Rocky Mountain Razors не пробил ребра, а Snuffer разрубил ребро бородавочника на части и проник на 14 дюймов (35 см).
Многолезвийные наконечники пробивали ребра в 7 случаях из 12, пять застряли в них.
Из выстрелов в область соединения плеча и шеи только 51,5% были смертельны: однолезвийные – 17 из 20 выстрелов, и ни один из 16 выстрелов многолезвийными не были смертельным.
Трехлезвийные наконечники Howard Hill, Black Diamond и Timberwolf не пробили кость и застряли.
В общем, при попадании в кость однолезвийный наконечник гораздо эффективнее и проникает существенно лучше многолезвийного. Это его главное достоинство. Даже в 12 опытных выстрелах в позвоночник 10 выстрелов раздробили кость и перерезали спинной мозг. Из этих десяти стрел шесть сначала пробили лопатку, а один прошел сквозь ребро. А вот из девяти многолезвийных, попавших в позвоночный столб, ни один не добрался до мозга.
Еще мы пробовали вставки «свободного вращения», которые вроде бы улучшают полет стрелы, позволяя наконечнику свободно вращаться от набегающего потока воздуха и не отклонять стрелу. При попадании свободно вращающийся наконечник иногда может обогнуть кость, мимо которой проходит, но вероятность этого невелика. По крайней мере, эти адаптеры столь же прочны, как и ввинчивающиеся наконечники.
Мы пробовали разные материалы трубок стрели пришли к выводу, что для пробивания костей стрела должна весить не меньше 650 гран (42,2 г). Отмечено увеличение проникновения со стрелами 800 – 900 гран (51,84 – 58,32 грамма), эти "тяжелые" стрелы высшего качества идеальны в ситуации выстрела из засидки.
Еще считалось, что многолезвийные наконечники дают больший кровяной след, чем однолезвийные. При опытах мы стреляли 77 раз однолезвийными и 77 раз многолезвийными наконечниками, но большой разницы в кровяных следах я не заметил.
И тут однолезвийные наконечники дают сквозное ранение в 22,1% выстрелов, а многолезвийные – в 10,4% выстрелов. Отсюда вывод, что распространенное мнение об отсутствии необходимости точно целиться при использовании многолезвийных наконечников – необоснованно.
До этого я воздерживался от рекомендации определенных наконечников. Теперь я перечислю четверку самых неэффективных наконечников: Kolpin 6, Razorbak 5, Bear stainless steel Super Razorhead, the Viper. Каждый из них был полностью разрушен, даже если не задевал кость. Magnum II 4-blade broadhead тоже разваливался, причем, похоже, это связано со слишком «сухой» закалкой без отпуска, что придало стали хрупкость. А Magnum I, сделанный из другой стали и с немного другой формой кромки, работал нормально.
Premium I разбивался об кости, но хорошо поражал по мягким тканям. Наконечники со сменными лезвиями оказались хрупкими, особенно если сталкивались с костью. Среди них лучшим оказался Muzzy.
Среди многолезвийных наконечников лучшими оказались Catclaw и Interceptor, Martin Brute использовался без дополнительного лезвия, в качестве однолезвийного. Он вполне может быть хорошим выбором.
Для дичи крупнее оленей двухлезвийный наконечник становится единственным выбором.
Все стрельбы выдержали только Ben Pearson Deadhead и Maxi-Head. Grizzly выпускается в двух твердостях – 44 и 55 HRC, когда более мягкий попал в лопатку антилопы, его края смялись и сгладились, проникновение составило 12 дюймов, а лучше закаленный вариант после выстрела остался неповрежденным.
Только один несмертельный выстрел был зарегистрирован с Grizzly. Это был большой, приблизительно 1000 фунтов, жеребец зебры, стрела прошла через самую толстую часть лопатки (дюйм кости) в ребро и не достигла грудной клетки.
Заключение
Я хотел бы выразить мою благодарность Управлению Парков провинции Наталь и поблагодарить Тони Томкайнсона лично за все, что он сделал, чтобы популяризовать лучную охоту в Африке.
Одна из целей нашего испытания состояла в том, чтобы определить, какой наконечник должен использоваться по каким животным. Мои рекомендации: даже с осторожным выбором точки прицеливания многолезвийные наконечники не должны использоваться на животных, больших чем нила (антилопа размером с мула). Конечно, большие животные могут быть взяты чисто с многолезвийными наконечниками, когда все идет прекрасно, но на охоте лучше использовать все шансы, которые только возможно, включая надежность оборудования.
Пока скорость стрел едва превышает 250 fps (76 м/с), животное может успеть убежать с линии выстрела, и никакой лучник не может быть уверен, куда попадет его стрела. Поэтому надо использовать оборудование, которое чисто и на месте убивает дичь, даже если что-то идет не так. Для меня это означает сочетание мощного лука, тяжелых стрел и хорошо заточенного однолезвийного наконечника из закаленной и отпущенной стали.
Таблица разрушения наконечников выстрелом
---------------
Однолезвийный наконечник – 15,5%
Многолезвийный наконечник – 50,0%
Наконечник с заменяемыми лезвиями – 64,0%
Среднее проникновение наконечника
------------------------------------------------------------------
Выстрел в лопатку, однолезвийным – 8,5"
Выстрел в лопатку, трехлезвийным – 3,0"
Выстрел в лопатку, четырехлезвийным – 4,1"
Выстрел в ребро на входе, однолезвийным 19,1"
Выстрел в ребро на входе, трехлезвийным – 8,3"
Выстрел в ребро на входе, четырехлезвийным – 11,9"
По мягким тканям, однолезвийным – 24,9"
По мягким тканям, трехлезвийным – 20,5"
По мягким тканям, 4, 5, и 6 лезвий broadheads – 16,6"