Боухантеры.ру

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Боухантеры.ру » Снаряжение боухантера » Физическая подготовка охотника с луком (или без?)


Физическая подготовка охотника с луком (или без?)

Сообщений 61 страница 98 из 98

61

ПавелПитер написал(а):

Все эти отмазки от лени.

Спорить не буду какие отмазки , работая сутки через сутки и я же ясно написал 3 раза тренировки с 18 до 20ч
Ни кто же не имеет против занятий спортом . Речь шла о телевизоре круглые сутки и о походов в лес ежедневные. Ни того ни другого нет у работающих и СЕМЕЙНЫХ

И в далекие 80 Вам Павел было лет 25-27. Я в это возрасте тоже не спал много и был очень активным

Отредактировано Kiaksar (2021-01-18 22:10:26)

0

62

ПавелПитер написал(а):

По такой логике надо говорить, что жир В боках, а не НА боках.

Ну кто-то и говорит так. А висцеральный жир находится под мышечным корсетом и в небольших количествах выполняет весьма полезную функцию, защищая внутренние органы.

0

63

Вован написал(а):

Для сохранения здоровья человек должен испытывать постоянные умеренные физические страдания. Я когда бегу 3 км например то страдаю, мне это не сильно нравится. Когда голодаю то же самое. Почитайте Злой дух Ямбуя там описана концепция эвенков на эту тему позволяющая продлить жизнь.

Наверное всё таки не страдания, а незначительные ограничения и нагрузки.
В "Злом духе Ямбуя" как раз и описаны ограничения, которым подвергало старика возглавляемое им племя. Про страдания там речи не идёт. Да и вряд ли страдания кому-то могут пойти на пользу.
Вообще мемуары Федосеева ничем не уступают художественной литературе именитых авторов. Считаю упущением, что его произведения не включены в школьную программу.

0

64

StasN написал(а):

Наверное всё таки не страдания, а незначительные ограничения и нагрузки.

Мне очень кажется подходящим слово: изнурения. Страдать - это как-то уж через чур. А вот изнурять себя - это то что надо 💪

0

65

Вряд ли, Александр. Во всём нужна мера. Изнурение оную не предполагает.

0

66

StasN написал(а):

Ну кто-то и говорит так. А висцеральный жир находится под мышечным корсетом и в небольших количествах выполняет весьма полезную функцию, защищая внутренние органы.

Так именно в НЕБОЛЬШИХ количествах. Да еще и мышечный корсет должен быть. На самом деле проверить сейчас , в какой форме находишься, можно очень просто.С помощью умных весов.Ну хотя бы от  Xiaomi  Относительно точно показывают соотношение жира, висцерального жира, воды и мышц с костями. Коннектица с телефоном. Одной моей знакомой, очень богатой и не глупой бизнесвумен , дети купили такие весы. Она так была шокирована цифрами, что увидела, что кардинально поменяла питание и сбросила 12кг за 5 месяцев. И если раньше напоминала фигурой холодильник , то теперь превратилась в женщину.

0

67

StasN написал(а):

Вообще мемуары Федосеева ничем не уступают художественной литературе именитых авторов. Считаю упущением, что его произведения не включены в школьную программу.

Мне кажется деткам не надо такое читать. А вот ужастик можно снять замечательный . :yep:

0

68

Александр Курашёв написал(а):

Мне очень кажется подходящим слово: изнурения. Страдать - это как-то уж через чур. А вот изнурять себя - это то что надо 💪

А зачем себя изнурять? Тренироваться по разному можно.

0

69

Вован написал(а):

Мне кажется деткам не надо такое читать. А вот ужастик можно снять замечательный

Так, Владимир, "детки" и не такое читают, да и страшного там ничего нет.
"Злой дух Ямбуя" экранизирован.
Но у Григория Анисимовича около тридцати произведений. В своё время на весенней охоте, дочитав один из томов Федосеева, отправил вездеход в Певек, чтобы жена сдала его и взяла в библиотеке следующий. Даже пойло под гусиную шурпу не заходило - торопился забраться после вечорки в палатку и углубиться в чтение.
Родителям покупал его книжки, мама говорила, что некоторые из них по второму разу перечитывала.

0

70

StasN написал(а):

Так, Владимир, "детки" и не такое читают, да и страшного там ничего нет.
"Злой дух Ямбуя" экранизирован.

Там сплошной трэш и расчленёнка так то.Детки такое любят но министерство образования не одобрит. :no:

0

71

Я думаю, не для кого не секрет, что стреляя из лука, одна часть плечевого пояса нагружается больше чем другая,  мышцы работают разные на левой и правой руке и так выстрел за выстрелом, тренеровка за треннровкой, год за годом. Учёные утверждают, что тренеруя одну руку другая тренеруется сама... Как думаете? Я стреляю в левше, но и частенько стреляю  с правого лука, а пусть будет...

0

72

Ну как бэ не только мышцы развиваются неравномерно но и кости деформируются, археологи по костям определяют заядлых лучников. С этим надо смириться думаю и всё. Если кто собирается выступать на соревнованиях культуристов-тогда да. А так- нет.

0

73

https://forumupload.ru/uploads/001a/8c/05/225/t690945.jpg

+2

74

Фомич, слегка подправил картинку :)
https://forumupload.ru/uploads/001a/8c/05/2/t506560.jpg

0

75

Фомич написал(а):

Я думаю, не для кого не секрет, что стреляя из лука, одна часть плечевого пояса нагружается больше чем другая,  мышцы работают разные на левой и правой руке и так выстрел за выстрелом, тренеровка за треннровкой, год за годом. Учёные утверждают, что тренеруя одну руку другая тренеруется сама... Как думаете? Я стреляю в левше, но и частенько стреляю  с правого лука, а пусть будет...

Другая рука подтягиваеться автоматом, хотя будучи амбидэкстором могу быть и не прав и хотя чаще стреляю в левше потому как с правши только кольцом из за травмированного пальца, а мне европейским нравиться больше, разницы в силе тяги лука нет никакой😁

0

76

Сварог написал(а):

а мне европейским нравиться больше

Я тебя уже как-то спрашивал, но ответа так и не дождался)))) Может здесь ответишь: чем тебе с кольцом не нравится или почему средиземноморским хватом больше нравится?

0

77

StasN написал(а):

Я тебя уже как-то спрашивал, но ответа так и не дождался)))) Может здесь ответишь: чем тебе с кольцом не нравится или почему средиземноморским хватом больше нравится?

Всё просто кольцо надо таскать с собой или на пальце  а для средиземноморского ничего не нужно ,  по крайней мере мне, и это оч удобно.И я ничего против кольца не имею более того колечный выпуск имеет преимущества даже некие по скорости вылета и точности стрельбы .

0

78

Вот и мне тоже колечный выпуск больше нравится, а смотрю у тебя на фото трёхпалые перчатки для средиземноморского, поэтому и спросил.

0

79

В любом спорте нужно тренироваться постоянно, и лук не исключение. По мимо техники стрельбы риально нужна выносливость и общая физ подготовка, хотяб минимальная. Подняться на самолазе на дерево не самая легкая задача. Потом при хороших обстоятельствах нужно разделать зверя и донести его до машины.
Тренировки стрельбы 2 раза в неделю хотяб.
Каждый день зарядка, желательно отжимания и подтягивание.
И все будет хорошо.
Всем здоровья!)

+3

80

Мой маленький уголок пенсионера 62,5 лет. Регулярно три раза в неделю. По полной.
https://forumupload.ru/uploads/001a/8c/05/7/t799793.jpg

+6

81

Владимир написал(а):

Регулярно три раза в неделю.

И давно так?

0

82

https://forumupload.ru/uploads/001a/8c/05/248/t526883.jpg
Пара гантелей по 40 кг ,турник , и лук 120# ,,, ах да и работа плотником с 16 лет 🤣вот пожалуй и всё

+4

83

Сварог написал(а):

Пара гантелей по 40 кг ,турник , и лук 120# ,,, ах да и работа плотником с 16 лет 🤣вот пожалуй и всё

Хера себе кабанчик 😁
Так тебе сам бог велел сотку lbs тягать 👍

0

84

Sanarcher написал(а):

И давно так?

Третий год более плотно, а так пять.

+1

85

Шестой десяток. Зимой ледобуром насверлишься, летом спиннингом нашешься, плюс беготня на охоте и там и там. Так форма и поддерживается.

+3

86

Сергей Волков написал(а):

Хера себе кабанчик 😁
Так тебе сам бог велел сотку lbs тягать 👍

Хвала Одину☝️😁

0

87

А можно ли улучшить свою общую и конкретно лучную физ. форму без упражнений а только стреляя из лука? Я ровно год назад купил свой первый лук блочник 60 фунтов, сначала как привезли мне его я его с огромным усилием растянул один раз и больше не смог, но правда я не умел правильно растягивать и растяжка стояла 30 помоему а руки у меня на 28. Посмотрел ютуб, поменял растяжку и стал с трудом но растягивать. После месяца стрельб стал растягивать его вообще не замечая даже, тогда как в первое время аж кряхтел когда растягивал. Тоесть я так понимаю физическая форма улучшилась просто от почти каждодневной стрельбы из лука, больше никаких физ нагрузок не имел и упражнений не делал. Но потом, прошлым летом, купил рекурсивный лук, хотел сначала купить на 40 фунтов минимум но потом в магазине решил взять всётаки на 30 фунтов только изза того чтобы мои родители тоже могли стрелять на даче, чтобы стрелять всей семьёй. Но оказалось что 30 фунтов в случае с классическим луком это наверно мой предел т.к. у меня руки трястись начинают уже после 5 секунд удержания этого лука растянутым и уже после 5 секунд ни о каком прицельном выстреле или правильной форме и выпуске говорить не приходится. Но больше всего меня удивило то, что я прострелял из этого лука всё лето и осень и даже зимой постреливал иногда, т.к. есть возможность в коттедже оборудовать 10 метровую дорожку для стрельбы, но моя лучная физическая форма для этого лука не улучшилась ни на грамм, всё так же меня хватает максимум на 5 секунд растяжки этого лука. Я был очень удивлён этому, неужели мне нужно делать какието упражнения кроме собственно стрельбы из лука чтобы улучшить физ форму именно для лука, и в будущем перейти на более тяжёлый вес рекурсива?

0

88

Александр86 написал(а):

А можно ли улучшить свою общую и конкретно лучную физ. форму без упражнений а только стреляя из лука? Я ровно год назад купил свой первый лук блочник 60 фунтов, сначала как привезли мне его я его с огромным усилием растянул один раз и больше не смог, но правда я не умел правильно растягивать и растяжка стояла 30 помоему а руки у меня на 28. Посмотрел ютуб, поменял растяжку и стал с трудом но растягивать. После месяца стрельб стал растягивать его вообще не замечая даже, тогда как в первое время аж кряхтел когда растягивал. Тоесть я так понимаю физическая форма улучшилась просто от почти каждодневной стрельбы из лука, больше никаких физ нагрузок не имел и упражнений не делал. Но потом, прошлым летом, купил рекурсивный лук, хотел сначала купить на 40 фунтов минимум но потом в магазине решил взять всётаки на 30 фунтов только изза того чтобы мои родители тоже могли стрелять на даче, чтобы стрелять всей семьёй. Но оказалось что 30 фунтов в случае с классическим луком это наверно мой предел т.к. у меня руки трястись начинают уже после 5 секунд удержания этого лука растянутым и уже после 5 секунд ни о каком прицельном выстреле или правильной форме и выпуске говорить не приходится. Но больше всего меня удивило то, что я прострелял из этого лука всё лето и осень и даже зимой постреливал иногда, т.к. есть возможность в коттедже оборудовать 10 метровую дорожку для стрельбы, но моя лучная физическая форма для этого лука не улучшилась ни на грамм, всё так же меня хватает максимум на 5 секунд растяжки этого лука. Я был очень удивлён этому, неужели мне нужно делать какието упражнения кроме собственно стрельбы из лука чтобы улучшить физ форму именно для лука, и в будущем перейти на более тяжёлый вес рекурсива?

блочник и рекурс это разные луки блок в пике сброс имеет, рекурс в пике максимум .В случае с блочным ты просто увеличил силу имеющихся мышц привыкнув к нагрузке в начале растяжения. С рекурсом такой номер не пройдет и придётся реально увеличить физическую форму поработав над спинными и дельтовидными мышцами☝️😁💪

+1

89

Александр86 написал(а):

Я был очень удивлён этому, неужели мне нужно делать какието упражнения кроме собственно стрельбы из лука чтобы улучшить физ форму именно для лука, и в будущем перейти на более тяжёлый вес рекурсива?

Вот такой тренажер отлично прокачивает спину,лучевые мышцы.
https://forumupload.ru/uploads/001a/8c/05/158/t919000.jpg
на локоть одевается
Плюс небольшие гантельки  в статике подержать , имитируя натяжение лука.
Большая мышечная масса не дает преимущества, друг гора мышц (паурлифтер) и тоже на 5-6 секунде начинает тряска и попытки сложиться и при 50#.
При этом если посмотреть сборную по классики РТ , то ощущение сборной "дрыщей")))) Но это обманчиво, высокие ,  крепкие , жилистые))) , фунтаж в основном 46-48 # у парней и растяжка у них под 29-30.  Девушка МСМК 1.50 -1.60 ростом , вес 50 кг наверное, плечи 42 вроде, если не больше.

Отредактировано Kiaksar (2021-03-15 16:58:31)

+2

90

Тренить нужно всё тело.А не только руки, которыми тянешь лук, или палец, которым любишь ковырять в носу.

+1

91

ПавелПитер написал(а):

Тренить нужно всё тело.А не только руки, которыми тянешь лук, или палец, которым любишь ковырять в носу.

Правильно. Потому что потом мясо само себя не вынесет!

+2

92

Тут прямая аналогия с тем, что практически ежедневно наблюдаю в тренажёрке. 90% девиц качают исключительно жопу, а 80% мужиков с пузом, бицепс-трицепс.

0

93

Автор: Шилин Юрий Николаевич - кандидат педагогических наук , доцент РГУФК
Современная система тренировки стрелка включает разнообразные виды подготовки: физическую, техническую, тактическую, психологическую и интеллектуальную.

Одной из основных является физическая подготовка, направленная на укрепление здоровья, развитие двигательных качеств и функциональных возможностей спортсмена. Этот вид подготовки принято считать залогом успешной специализации и высоких спортивных достижений.

Уровень физической подготовленности является объективно действу ющим фактором, оказывающим влияние на процесс становления и поддержания спортивной формы стрелков.

Большое значение физической подготовке в стрельбе из лука придается еще и потому, что стрелковые упражнения, характеризующиеся однообразным повторением одних и тех же действий, иногда превращаются в весьма утомительное занятие, снижающее интерес к процессу тренировки и ускоряющее появление признаков потери работоспособности. При этом автоматизированные процессы и двигательные навыки не обогащаются, а наоборот, возможности их дальнейшего совершенствования уменьшаются.

Этот фактор является иногда основной причиной прекращения роста спортивного мастерства при продолжающейся тренировке, а переутомление и потеря интереса к занятиям, наступающие из-за монотонной, однообразно выполняемой работы, приводят к снижению спортивных результатов. В связи с этим задачи и содержание физической подготовки должны учитывать специфику вида спорта и быть направлены на повышение эффективности спортивной деятельности стрелков из лука. В основе системы физического воспитания лежит принцип всесторонней физической подготовки (ВФП).

Основными задачами физической подготовки стрелков из лука являются:

• Укрепление здоровья спортсмена и предотвращение отрицательного влияния на организм стрелка из лука больших специфических нагрузок.

• Повышение функциональных возможностей организма.

• Расширение круга двигательных навыков.

• Развитие основных двигательных качеств и способностей стрелка: выносливости, силы, гибкости, быстроты, ловкости.

• Подготовка к большим по объему, высоким по интенсивности и психическому напряжению нагрузкам, а также быстрейшему восстановлению после них.

Формирование физических возможностей, необходимых для совершенствования техники и тактики стрельбы из лука. Составными частями физической подготовки являются общая и специальная физическая подготовка (ОФП и СФП). Каждая из этих частей имеет свои задачи, средства, методы, свою специфику.

Общая физическая подготовка направлена на всестороннее развитие двигательных качеств, овладение разнообразными двигательными навы ками, повышение функциональных возможностей организма. Благодаря использованию средств общей физической подготовки решаются вопросы оздоровления стрелков, восстановления и повышения их работоспособности в процессе напряженной соревновательной и тренировочной деятельности, а также профилактики возможных негативных воздействий на организм спортсмена в результате занятий стрельбой из лука.

Средствами ОФП являются самые различные упражнения, занятия дополнительными видами спорта и разнообразной физической деятельно стью, направленно воздействующей на развитие основных двигательных качеств лучника и обогащающей арсенал его двигательных навыков.

Хотя общая физическая подготовка имеет существенные отличия от СФП и решает свои специфические задачи, она в определенной степени должна обязательно учитывать специфику избранного вида спорта.

В силу взаимодействия и взаимообусловленности двигательных качеств и навыков общая физическая подготовка является основой для успешной специальной подготовки.

Специальная физическая подготовка (СФП) непосредственно направлена на развитие двигательных качеств, формирование физических воздействий и совершенствование двигательных навыков, специфичных для избранного вида спорта.

Средствами специальной физической подготовки являются основные и специально-подготовительные упражнения.

К основным относятся непосредственно сама стрельба. Специально-подготовительные упражнения направлены на развитие специальных качеств (физических, психических и т.д.) применительно к стрельбе из пука и представляют собой в основном различные сочетания имитации как отдельных элементов, так и выстрела в целом, выполняемые с резино вым жгутом, луком и с помощью тренажерных устройств в различных специально моделируемых соревновательных условиях.

Оздоровительная направленность физической подготовки
Стрельба из лука характеризуется рядом особенностей, предъявляющих повышенные требования к организму лучника в связи со спецификой его спортивной деятельности.

Поза стрелка существенно отличается от обычной позы стоящего человека. Для стрелка из лука необходимо создать такое рабочее положение, при котором обеспечивалась бы наибольшая устойчивость сис темы «стрелок-оружие».

Для этого требуются значительные мышечные усилия, которые не обходимо проявлять в течение нескольких часов. При анализе медицин ских карт ведущих стрелков выявлены в той или иной мере нарушения осанки: искривление позвоночника во фронтальной плоскости, асим метрия плеч, лопаток, костей таза и т.д.

Даже после одноразовой тренировочной нагрузки остаточное искрив ление позвоночника вследствие асимметричного статического напряжения мышц туловища удерживается около 1,5-2 ч после стрельбы. В результате длительных и однообразных занятий без применения про стейших корригирующих упражнений происходит фиксация неправильного положения позвоночника. Особенно это относится к юным стрел кам, у которых мышечный аппарат недостаточно развит.

В результате длительных и систематических занятий у стрелков мо гут возникать и другие специфические заболевания опорно-двигатель ного аппарата. Наиболее распространенные из них: плоскостопие, де формирующий артроз, пояснично-крестцовый радикулит, артрит, остео хондроз, миозит, паратенонит и др.

Одним из распространенных заболеваний является вегетативно-сосудистая дистония - нарушение тонуса сосудов как следствие высокой эмоциональной напряженности тренировочной и соревновательной деятельности на фоне невысокого уровня функциональной и физической подготовленности. К сопутствующим заболеваниям, обусловленным спецификой вида спорта, относятся различные простуды: ринит, бронхит, пневмония, ангина, фарингит, отит и т.д. Часто при игнорировании спортсменами и тренером неблагоприятно воздействующих на лучника факторов внешней среды перечисленные заболевания приобретают хронический характер.

В связи со всем вышеперечисленным тренеры и спортсмены должны учитывать возможные негативные последствия при занятиях стрельбой из лука и стараться их предотвратить, включая в план подготовки необ ходимые мероприятия, направленные на оздоровление организма и про филактику травм и заболеваний.

Для предотвращения отрицательных воздействий необходимо использовать совокупность профилактических мероприятий, которые можно подразделить на четыре группы:

Комплекс корригирующих упражнений, включаемых в учебно- тренировочное занятие.
Комплекс упражнений, выполняемых после тренировки.
Самостоятельные занятия.
Занятия другими видами спорта: плавание, езда на велосипеде, теннис, футбол и др.
Рациональное использование этих мероприятий позволяет также решать вопросы, связанные с восстановлением оптимального уровня дея тельности функциональных систем организма лучника, обеспечиваю щих высокую эффективность его спортивной работоспособности, предупреждающих состояние перетренированности и позволяющих длительное время сохранять высокую спортивную форму.

Развитие общих и специальных физических качеств стрелков из лука
В теории и методике спорта принято понимать под физической подго товкой спортсмена процесс развития его физических качеств, проявляющихся в двигательных способностях.

К физическим качествам относят скоростные способности, вынослив ость, силу, гибкость, ловкость (координационные способности).

Данные способности лежат в основе спортивной работоспособности, проявляясь непосредственно через технику и тактику стрельбы.

Физическая подготовка осуществляется с помощью основных и подготовительных упражнений. К первым относится непосредственно стрельба, ко вторым - общеразвивающие и специальные упражнения. К общеразвивающим упражнениям обычно относят занятия другими (вспомогательными) видами спорта или занятия любой физической деятельностью, естествен но, ориентированной на развитие определенных способностей с учетом специфики избранного вида спорта. Это плавание, бег, езда на велосипеде, настольный теннис, катание на коньках, хождение на лыжах и т.д.

Специальные упражнения направлены на развитие физических качеств, непосредственно обеспечивающих эффективное выполнение осно вного спортивного движения, т.е. выстрела из лука.

Развитие выносливости

В стрелковом спорте под выносливостью принято понимать способно сть противостоять утомлению во время тренировочной и соревновательной деятельности путем мобилизации функциональных возможностей организма.

Выносливость теснейшим образом связана с процессом утомления. Различают несколько типов утомления:

умственное (связанное с интенсивным характером мыслительных процессов);
сенсорное (утомление различных анализаторов);
эмоциональное (как следствие интенсивных эмоциональных переживаний);
физическое (вызванное продолжительными мышечными напряжениями).

В стрельбе из лука присутствуют все перечисленные виды утомления.

Физическая подготовка стрелка из лука, развивающая в том числе и физические качества спортсмена, имеет весьма разнообразный характер благодаря выполнению различных упражнений, направленных на совершенствование тех видов выносливости, которыми характеризует ся спортивная деятельность лучника.

Деятельность стрелка из лука представляет собой чередование дли тельной статической и динамической относительно однообразной рабо ты, выполняемой в течение нескольких часов. Наличие большого объе ма статической работы предъявляет повышенные требования к организму лучника, так как при статическом напряжении утомление наступает быстрее, чем при динамическом. Это связано с немалой на грузкой на нервную систему, которой следует регулировать высокую точность и однообразие мышечных усилий при большом количестве вы полняемых выстрелов, необходимых для сохранения устойчивости сис темы «стрелок-оружие-мишень».

Высокие требования также предъявляются к нервной системе еще и потому, что для лучника каждый выстрел на дистанции - своеобразный «старт», за которым следует «финиш» в виде полученного результата, который в большой степени влияет на психическую устойчивость спорт смена. Следует также учитывать, что таких стартов и финишей необхо димо выполнить несколько десятков на каждой дистанции. В связи с этим усталость стрелка из лука в большей степени выражается в психи ческом, нежели физическом утомлении, хотя и физические нагрузки дос таточно высоки.

Большое значение для развития систем организма лучника и улуч шения функционирования их адаптационных механизмов имеет общая выносливость. Общая выносливость - это выносливость к продолжи тельной работе умеренной мощности, включающей функционирование большей части мышечного аппарата.

При тренировке, направленной на развитие этого вида выносливости, образуются условно-рефлекторные связи, улучшающие регуляцию деятельности мышц, совершенствующие кровообращение, дыхание, об мен веществ, теплорегуляцию и т.д., т.е. совершенствуются системы организма, которые определяют состояние здоровья спортсмена и уро вень его функциональной, физической и психологической подготовленности.

Именно благодаря высокому уровню развития общей выносливости организм стрелка приобретает необходимую способность сопротивляться утомлению в процессе специальной тренировочной и соревновательной деятельности, быстрее восстанавливаться после физических, интел лектуальных и эмоциональных нагрузок.

Развитие выносливости лучше всего достигается длительными физическими нагрузками, вызывающими мощное развертывание в организме окислительных процессов (обменного характера). В этом случае улучшается работа сердечно-сосудистой системы, повышается экономичность обмена веществ, увеличивается кислородный запас во время работы, а также улучшается деятельность внутренних органов. Луч шие условия для необходимых сдвигов в организме создаются при вы полнении длительной работы в умеренном темпе.

Следует отметить, что выносливость развивается лишь в тех случаях, когда в процессе занятий спортсмены испытывают утомление. При этом в организме происходят адаптационные изменения, повышающие общую выносливость организма. Кроме того, развитие выносливости, заключающееся в противостоянии утомлению, развивает в процессе тренировки и волевые качества спортсмена.

Для развития общей выносливости используют, как правило, различные упражнения или виды спорта циклического характера: бег, плав ание, греблю, езду на велосипеде, передвижение на лыжах и т.д.

Наиболее распространенным методом развития выносливости является равномерный. Он характеризуется непрерывным, длительным и малоинтенсивным выполнением упражнения, например легкоатлетический бег (или кросс). Бег с частотой сердечных сокращений (ЧСС) 130- 180 уд./мин является самым эффективным, надежным и простым методом тренировки сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем. По скорости бега и пульсу спортсмен может судить о степени напряженно сти работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Однако при учать организм спортсмена к бегу следует постепенно.

Сначала используется бег со скоростью, увеличивающей ЧСС до 130 уд./мин. Бег в этом режиме связан с невысокой работоспособностью сердца, но способствует капилляризации прежде всего работающих мышц ног, а также увеличению числа действующих кровеносных сосу дов и улучшению кровоснабжения всего организма.

Следующим является бег со скоростью, увеличивающей ЧСС до 130- 150 уд./мин. Этот режим развивает и хорошо поддерживает работоспособность сердца и способствует дальнейшей капилляризации мускулатуры и внутренних органов.

Бег со скоростью, увеличивающей ЧСС до 150-180 уд./мин, эффективно развивает субмаксимальную работоспособность сердечно-сосудистой системы. Этот режим бега применяется, как правило, только при тренировке хорошо подготовленных спортсменов.

При целенаправленных занятиях необходимо регулярно следить за своим пульсом как наиболее доступным физиологическим показателем организма.

Кроме легкоатлетического бега в тренировке стрелков можно использовать и другие циклические виды спорта, например лыжные гонки, бег на коньках, плавание. Показателем эффективности использования физических упражнений и в этом случае является частота сердечных сокращений.

Противостоять утомлению и сохранять высокую эффективность спортивной деятельности в стрельбе из лука помогает также специальная статическая и динамическая силовая выносливость.

Специальная выносливость лучника - это способность поддерживать оптимальный уровень работоспособности на протяжении выполнения всего стрелкового упражнения в течение нескольких часов как во время соревнований, так и в процессе тренировки.

Статическая силовая выносливость - это способность лучника к дли тельному и относительно устойчивому удержанию растянутого лука в процессе прицеливания и обработки выпуска стрелы.

Развитие данной способности предусматривает длительное и многократное повторение позы изготовки и поддержание ее в течение оп ределенного времени. Эти действия направлены на адаптацию организма лучника к специфическим нагрузкам. Тренировку следует пла нировать таким образом, чтобы стрелок имел некоторый запас прочности при выполнении необходимых элементов выстрела. Это обусловлено тем обстоятельством, что спортсмен в условиях соревнований испытывает дополнительные психические нагрузки, связанные с воздействием часто негативных факторов (неблагоприятные метеорологические условия), заставляющих его иногда увеличивать коли чество попыток. Статическая выносливость характеризуется временем удержания лука и амплитудой колебания мушки прицела. Стрелки разной квалификации имеют различный уровень развития статической выносливости, что подчеркивает важность данного фактора для роста спортивного мастерства.

Основным методом тренировки статической силовой выносливости является метод строго регламентированных упражнений с применением специальных схем, предусматривающих длительность удержания лука и жесткие интервалы отдыха.

Для развития данного вида выносливости могут быть использованы следующие упражнения:

удержание растянутого лука с сопротивлением 60% от максимального условия в течение 5-6 с с интервалами отдыха 2-3 с;
удержание растянутого лука с сопротивлением в течение 5-6 с с интервалом отдыха 10-15 с;
прицеливание с растянутым луком на различных дистанциях;
прицеливание с растянутым луком по уменьшенной мишени.
Упражнения с элементами прицеливания можно выполнять, изменяя длительность удержания лука в растянутом положении, иногда доводя время удержания до предельного (работа «до отказа»).

В качестве параметра, характеризующего уровень развития стати ческой силовой выносливости, можно использовать коэффициент, кото рый определяется отношением времени удержания лука к амплитуде колебания мушки прицела. Данный показатель можно использовать в качестве теста при планировании тренировочного процесса.

К развитию статической выносливости следует приступать на на чальной стадии подготовки с юными спортсменами и уделять этому не менее 20-25 мин на каждом занятии, сочетая с дополнительными до машними заданиями.

Динамическая силовая выносливость - это способность лучников к длительной и эффективной работе, направленной на многократное на тяжение лука.

Этот вид выносливости является очень важным, так как во многом обеспечивает согласованные действия многочисленных мышечных групп спины, руки, непосредственно выполняющей натяжение лука, и руки, обеспечивающей удержание лука и противодействующей его давлению. От уровня развития данного качества во многом зависит оптимальное распределение усилий всех мышечных групп, участвующих в реализации прицельного выстрела.

Для развития этого вида выносливости можно рекомендовать следующие упражнения:

многократную имитацию натяжения лука с сопротивлением 25- 50% от максимальной силы в среднем темпе 20 раз в минуту до полного утомления (работа на тренажере с выключением руки, удерживающей лук, или с резиновым жгутом);
многократное натяжение лука с сопротивлением 60-70% от максимального усилия в среднем темпе 20-25 раз в минуту; выполнять в виде серий с перерывом в 1 минуту.
При выполнении данного упражнения необходимо обращать внимание стрелка на поддержание позы изготовки и работу руки,обеспечивающей надежный «упор» в лук.

Необходимо также помнить, что основным упражнением, направленным на развитие статической и динамической силовой выносливости, является непосредственное выполнение выстрела в целом на различных дистанциях.

Силовые способности.

Сила определяется как способность человека противодействовать сопротивлению и преодолению его за счет мышечных напряжений.

Мышечные сокращения происходят под влиянием нервных импульсов, поступающих из центральной нервной системы. В связи с этим уп равление работой мышц осуществляется посредством специальных связей между нервной и мышечной системами.

Силовые способности зависят от физиологического поперечника мышцы, соотношения мышечных волокон различных видов, количества включенных в работу двигательных единиц, синхронизации деятельности мышц-синергистов, своевременного выключения из работы мышц- антагонистов. В конкретных двигательных действиях силовые способности прямо обусловлены биомеханической структурой движения: возможностью вовлечения в работу крупных мышечных групп, длиной плеч-рычагов, участвующих в работе крупных мышечных групп, и др.

Проявление силовых способностей тесно связано с эффективностью энергообеспечения соответствующей работы, совершенством техники выполнения движений, уровнем развития скоростных способностей и гибкости.

Помимо этого на проявление силы мышц влияет степень тренированности, утомления и состояния нервной системы спортсмена. Силовые способности принято подразделять на три группы: собственно силовые, скоростно-силовые, силовую выносливость, и для развития каждой из них требуются определенные упражнения.

К первой группе относят движения, связанные с удержанием лука в статическом положении и его растяжением.

Ко второй группе можно отнести действия, обеспечивающие быстрый подъем лука и его растяжение при стрельбе в неблагоприятных ме теорологических условиях и при дефиците времени, оставшегося на выполнение выстрела.

К третьей группе, характеризуемой способностью длительное время поддерживать оптимальные силовые напряжения, относится непосредственно сама стрельба.

При анализе действий лучника, выполняющего выстрел, можно вы делить четыре основные фазы: подготовительную; натяжение лука и ориентацию его в плоскости стрельбы; уточнение прицеливания с последующим выпуском стрелы; снятие мышечного напряжения (расслаб ление).

Основная работа происходит во время второй и третьей фаз, выполнение которых требует значительных мышечных усилий, тем более, если учитывать многократность повторяемых действий.

К основным группам мышц, участвующим в реализации выстрела из лука, принято относить широчайшую мышцу спины, задние пучки дельтовидной мышцы, подостную, малую и большую круглую мышцы (участвуют в разгибании плеча), трапециевидную и малую ромбовидную (от ведение плеча, приведение лопатки к позвоночному столбу), а также мышцы предплечья, кисти (удержание и выпуск тетивы), мышцы - сги батели и разгибатели туловища.

В процессе многократного выполнения основного спортивного движения (прицельного выстрела из лука) основная задача стрелка заключается в том, чтобы противостоять возрастающему утомлению, вызван ному силовым компонентом нагрузки, т.е. удержанию лука в относи тельно устойчивом положении (определенное время) и его натяжению. Поэтому в тренировку стрелка из лука следует включать упражнения, направленные на развитие собственно силовых, скоростно-сило вых способностей и силовую выносливость.

Развитие общей силы направлено на совершенствование силовых способностей всех групп мышц и является необходимым условием гар моничного физического развития. Поэтому для повышения уровня общей физической подготовленности широко используются общеразвивающие упражнения - движения отдельными частями тела и сочетание движений. Они могут выполняться с разной степенью мышечного напряжения - от умеренного до максимального, с различной скоростью и амплитудой, без предметов и с предметами (гантели, гири, штанга, рези новые и пружинные амортизаторы и т.д.), на гимнастических снарядах, в паре с партнером и индивидуально.

Нагрузка в процессе тренировочного занятия зависит от подбора упражнений, характера их выполнения и количества. Большое значение имеет интенсивность мышечных напряжений, которую можно повысить путем большей продолжительности упражнения, изменения скорости его выполнения и увеличения массы отягощения.

Величину нагрузки можно также регулировать с помощью измене ния интервала отдыха между упражнениями. Чем интервал меньше, тем нагрузка там больше.

Общеразвивающие упражнения подразделяются в зависимости от преимущественного их воздействия на различные части тела и мышечные группы:

упражнения для мышц рук и плечевого пояса;
упражнения для мышц туловища и шеи;
упражнения для мышц ног;
упражнения для мышц всего тела (упражнения общего характера).
Следует отметить, что развитие силы наиболее эффективно лишь в том случае, если в процессе тренировки используются упражнения с отягощениями и упражнения, выполняемые в замедленном темпе со значительным напряжением мышц. Весьма эффективны также упражнения с использованием различных тренажерных устройств.

В зависимости от характера работы мышц выделяют два основных метода развития силы: изотонический -динамические упражнения с отягощениями или с использованием тренажеров; изометрический - статические упражнения с использованием простейшей аппаратуры или соб ственной массы тела.

Специальную силу развивают применительно к выполняемым техническим действиям лучника. Она необходима для удержания лука и со противления его давлению, а также непосредственно для растяжения лука.

Наиболее распространенным и приемлемым при развитии специальной силы для стрелка из лука является изотонический метод, который включает в себя метод максимальных и повторных усилий.

Этот метод заключается в том, что спортсмен выполняет движения с максимальным (предельным или околопредельным) напряжением.

В качестве основного упражнения применяется имитация выстрела - натяжение лука и удержание лука или тетивы на тренажере определен ное время в специфической позе изготовки.

Максимальным считается такое сопротивление, при котором движение может быть выполнено 2-3 раза подряд. Темп и скорость движения невысокие и приближены к временным характеристикам выстрела из лука. Интервал отдыха между подходами не менее 2 мин.

В системе силовой подготовки существуют такие понятия, как чис ло повторений и число подходов. Повторение - выполнение каждого упражнения один или несколько раз. Понятие «подход» включает в себя выполнение упражнения в целом независимо от числа повторе ний.

Для развития силовых способностей можно также использовать уп ражнения, имитирующие натяжение лука (как с луком, так и без него или на тренажере в замедленном темпе).

В этом случае упражнение выполняется в течение 1-1,5 мин. Пос ле каждого повторения необходимо расслабить мышцы и сделать не сколько глубоких вдохов и выдохов. Напряжение мышц, участвую щих в выполнении данного упражнения, должно быть околопредель ным.

Следует иметь в виду, что тренировка с применением метода макси мальных усилий требует от стрелка предельных мышечных усилий, которые, являясь исключительно мощным и эффективным раздражите лем, предъявляют высокие требования к нервно-психическим возможностям.

Учитывая специфику вида спорта, метод максимальных усилий мо жет быть рекомендован для применения не более 2-3 раз в неделю, а с ц елью дополнительного стимулирования процесса развития силы - лишь и подготовительном периоде подготовки.

Метод повторных усилий является наиболее приемлемым для лучни ка. Суть его заключается в том, что в процессе двигательной деятельно сти стрелок проявляет значительные мышечные напряжения, однако предел усилия определяется не величиной отягощения или сопротивле ния, а числом повторений.

При небольшом числе повторения (4-8) в одном подходе происходит развитие преимущественно абсолютной мышечной силы. Если число повторений составляет 12 и более при среднем (40-50%) сопротивле нии, в основном развивается силовая выносливость.

С целью умеренного развития силы и силовой выносливости можно рекомендовать упражнение, имитирующее натяжение лука или резинов ого амортизатора с применением метода повторных усилий. Количе ство повторений - 10-14, число подходов - 5-6.

Для развития силы стрелки из лука могут использовать также изо метрический метод, обычно применяющийся в сочетании с изотоничес ким.

Суть изометрического метода заключается в том, чтобы вызвать оп ределенное, по возможности постоянное напряжение в тренируемой мышц e или группе мышц и поддерживать это напряжение в течение определе нного времени.

К тренировке по данному методу рекомендуется приступать лишь после некоторой предварительной подготовки, направленной на разви тие силы, с использованием динамических упражнений. Необходимо по мнить, что каждая тренировка с использованием упражнений по дан ному методу должна начинаться с разминки, включающей несколько общеразвивающих упражнений.

Изометрический метод развития силы имеет целый ряд достоинств:

небольшая продолжительность тренировки (15-20 мин);
избирательное воздействие практически на любую мышечную группу;
не требует сложного и дорогостоящего оборудования;
упражнения являются хорошим средством для укрепления костно- мышечного аппарата и могут служить в качестве корригирующих упражнений.
Для развития специальной силы могут использоваться упражнения, и митирующие растяжение лука.

Все технические действия по натяжению лука подразделяются на три фазы:

1-я фаза - угол между линией плеч и рукой, выполняющей натяжение лука (тренажерного устройства), 90-100° (начальное положение при натяжении лука), угол в локтевом суставе 80-90°;

2-я фаза - угол между линией плеч и рукой, выполняющей натяжение лука, 120-130°, в локтевом суставе 50-60° (среднее положение);

3-я фаза - угол между линией плеч и рукой, выполняющей натяжение лука, 160-170°, в локтевом суставе 30-40° (заключительное положение).

При выполнении упражнения необходимо учитывать, что нарастание и ослабление напряжения выполняются плавно в течение 2 с, время мак симального усилия - 5-6 с, а всё упражнение (наращивание усилия, его удержание и ослабление) - 10 с. Отдых между напряжениями - 30-40 с, интервал времени между упражнениями - 2-3 мин.

Одним из наиболее важных компонентов силовой подготовки лучника является его способность управлять своими усилиями.

Это связано с тем, что стрелок из лука совершает одновременно несколько технических действий и только правильное и дифференцированное распределение усилий позволяет ему обеспечить высокую их эффективность (удержание и возрастание сопротивления давлению лука, натяжение лука и «дотяг», расслабление пальцев при выпуске стрелы и т.д.).

Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что уровень раз вития этой способности положительно коррелирует с ростом спортивно го мастерства.

Так, ошибка воспроизведения усилия, необходимого для натяжения лука у спортсменов юношеских разрядов, составляла 9-10% «силы лука», а у мастеров международного класса - всего лишь 1,0-1,5%.

В результате анализа степени важности развития способности управления своими усилиями выявлено, что у лучников низкой и средней спортивной квалификации на первом месте находится развитие максимальной силы и только на последнем (четвертом месте) - управление своими усилиями, тогда как у лучников высшей квалификации управление своими усилиями занимает первое место.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ведущим компонентом подготовки лучника при развитии силовых способностей является способность управлять своими усилиями.

Необходимо также учитывать, что для развития силовых способностей следует соблюдать принятые в спортивной тренировке принципы постепенности, систематичности и др., а также осуществлять подбор средств и методов, исходя из индивидуальных особенностей стрелка, этапа и периода подготовки.

Развитие гибкости

Под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев.

Значение гибкости заключается в том, что при оптимальном уровне ее развития стрелок имеет возможность быстрее и лучше овладеть рационально й техникой выполнения выстрела и экономнее использовать свои силы.

Увеличение амплитуды в различных суставах (плечевых, локтевых, лучезапястных, позвоночнике) позволяет выбрать и отработать более удобную рабочую позу, повысить экономичность движений.

Принято различать активную гибкость, т.е. гибкость, проявляемую за счет собственных мышечных усилий, и гибкость пассивную, которая проявляется при воздействии внешних сил.

Гибкость зависит главным образом от формы суставных поверхностей, растягиваемости позвоночного столба, связок, сухожилий.

На гибкость влияет тонус мышц, зависящий от состояния центральной нервной системы. Под ее влиянием эластические свойства мышц могут в значительной степени меняться.

Проявления гибкости зависят также от температуры внешней среды: при повышении температуры гибкость увеличивается, при ее уменьшении - понижается. Этот фактор необходимо учитывать, так как стрельба в условиях пониженной температуры приводит к ухудшению гибкости и получению травм.

Гибкость связана с силой мышц, и в этой связи надо помнить, что интенсивные занятия упражнениями, направленными на развитие силы, могут вести к ограничению подвижности в суставах. Этот фактор в стрельбе из лука может иногда играть и положительную роль, так как излишняя гибкость в некоторых суставах (лучезапястный, локтевой, плечевой) может не только снижать эффективность выполнения технических действий, но и привести к возникновению ошибок, а также травмам (особенно у юных стрелков).

Недостаток гибкости у лучников может, в свою очередь, привести к снижению эффективности выполняемых технических действий, излишним энергозатратам, нарушению плавности выполнения движений и координации. В отдельных случаях недостаточный уровень развития гибкости в различных суставах и неправильное распределение нагрузки приводят к возникновению травм и заболеваний (лучезапястные и плечевые суставы, позвоночник).

Упражнения, направленные на развитие гибкости, следует выполнять ежедневно. Рекомендуется включать их в разминку и в комплекс утренней зарядки.

Скоростные способности

Под скоростными способностями принято понимать комплекс функциональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальное время. Скоростные способности подразделяются на группы:

скорость простой и сложной реакции (измеряется латентным временем реагирования);
скорость выполнения отдельных двигательных актов (измеряется величинами скорости и ускорения при выполнении отдельных движений, не отягощенных внешним сопротивлением);
частота движений - темп (измеряется количеством движений в единицу времени).
Основными предпосылками скоростных способностей являются под вижность нервных процессов, уровень нервно-мышечной координации, особенности мышечной ткани - соотношение различных мышечных во локон, их эластичность, растяжимость, эффективность внутримышечной и межмышечной координации. Проявление скоростных способностей также определяется уровнем развития силы, гибкости и координационных способностей, качеством спортивной техники, возможностями биохимических механизмов, обеспечивающих движения скоростного характера, уровнем развития волевых качеств.

В стрелковом спорте скоростные способности стрелка принято вы ражать в виде формулы:

Vб (быстрота) = Vв (восприятия) + Vд (движения).

Согласно данной формуле скоростные способности стрелка тем выше, чем меньше по времени каждая из слагаемых величин. Скорость восприятия в основном определяется свойствами анализаторов (зритель ный, кинестетический, слуховой и др.), динамикой центральных нервных процессов и особенностями нервно-мышечных отношений.

Большое влияние на скорость восприятия оказывает направленность внимания на ожидаемую деятельность. В том случае, если внимание направленоне на сигнал к действию (сигнал к началу стрельбы), а на подъем руки и натяжение лука, то время реакции сокращается.

Восприятие неразрывно связано с ощущениями и зависит от определенных отношений между ними. Ощущения, в свою очередь, во многом определяют уровень чувствительности стрелка к тем или иным раздражителям. Это особенно важно во время выполнения заключительной (во многом определяющей эффективность всех действий) части выст рела, так как выпуск тетивы (стрелы) должен совпасть с моментом наименьшего колебания лука - «плато». Эти «плато» по своей времен ной величине весьма незначительны, поэтому значение чувствительности и скорости восприятия весьма велико и требует специальной тре нировки.

Значительно сократить скорость восприятия достаточно сложно, но при целенаправленной и многолетней тренировке можно добиться ее некоторого увеличения.

При рассмотрении второго слагаемого - скорости движения (Уд) - необходимо отметить, что она в основном определяется подвижностью нервных процессов, особенностями мышечной ткани (соотношением различных мышечных волокон, их растяжимостью, эластичностью, эффективностью внутримышечной и межмышечной координации), уровнем развития скоростно-силовых способностей, гибкости, координационных способностей, совершенством спортивной техники, особенностями биохимических процессов и интенсивностью во левого усилия.

Для развития различных компонентов, определяющих скорость движения, могут использоваться различные средства и методы.

Так, например, для тренировки подвижности нервных процессов, которая в основном зависит от скорости смены процессов возбуждения и торможения, может использоваться многократное повторение определенных движений на специфические раздражители (команда к началу стрельбы, звуковые и световые сигналы и т.д.).

Для развития и совершенствования скоростно-силовых возможностей, а также сократительных способностей мышечного аппарата, обес печивающего необходимую амплитуду движений, особенно в конечных точках, обуславливающую совершенную спортивную технику, могут быть использованы упражнения, связанные с имитацией отдельных элементов выстрела (принятие изготовки, натяжение лука и т.д.) со стрелой или без стрелы, или непосредственно стрельба на различных дистанциях с определенными заданиями (например, выполнить по команде выст рел или серию выстрелов с максимально возможной для стрелка скоро стью при сохранении качественной техники выстрела).

При проведении подобных тренировок необходимо учитывать, что скорость выполняемых действий надо увеличивать при постепенно на растающей интенсивности движений и волевого усилия, а также следить за тем, чтобы не нарушилась техника выполнения как отдельных элементов, так и выстрела в целом.

Необходимо также помнить, что эффективность тренировки значительно повысится, если будет сформирована правильная психическая мотивация и будет создан соревновательный микроэлемент в каждом тренировочном занятии.

Одним из основных требований скоростной подготовки стрелков из лука является хорошее освоение технических заданий. Это важно потому, что только при этом условии стрелки будут в состоянии сконцентрировать внимание и волевые усилия не столько на правильности выполнения движений, сколько на их скорости.

При развитии скоростных качеств интервалы между выполняемыми действиями следует планировать таким образом, чтобы к началу вы полнения очередного задания возбудимость центральной нервной сис темы была повышена, а физико-химические сдвиги в организме уже в значительной степени нейтрализованы, т.е. стрелок должен успевать восстановиться после выполнения задания.

В заключение надо отметить, что основным методом развития скоро стных качеств стрелка из лука является многократное повторение ско ростных действий с максимальной или околомаксимальной интенсивностью на сигналы-раздражители с постепенным сокращением времени на ответные действия без нарушения техники выполнения.

Развитие ловкости

Ловкость - это способность быстро овладевать координационносложными действиями, а также быстро корректировать двигательную деятельность в соответствии с изменением обстановки.

Ловкость характеризуется координационной сложностью двигатель ных действий и точностью движений, временем их выполнения.

В структуре координационных способностей следует выделять:

Способность к овладению новыми движениями.
Умение дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими.
Способность к импровизации и комбинациям в процессе двига тельной деятельности.
Высокий уровень координационных способностей позволяет быстро овладевать новыми двигательными навыками; рационально использо вать имеющийся запас умений, навыков и двигательные качества - силу, быстроту, гибкость; проявлять необходимую вариативность движений в соответствии с конкретными ситуациями тренировочной и соревновательной деятельности.

Координационные способности проявляются в целесообразном выборе двигательных действий из арсенала освоенных навыков. Поэтому естественно, что координационные способности зависят от двигатель ной подготовленности лучника, количества и сложности освоенных на выков, а также от эффективности протекания психических процессов, обусловливающих надежность управления движениями и обеспечиваю щих одновременное выполнение спортсменом технических действий, необходимых для выполнения выстрела, обеспечения устойчивости сис темы «стрелок-оружие» и адекватного реагирования на изменение условий спортивной деятельности (освещенность, ветер, дождь и т.п.).

Наряду с этим координационные способности во многом обусловлены оперативностью спортсмена, необходимой для переработки по ступающей информации, получаемой от зрительных, кинестетических, тактильных, слуховых анализаторов. Это говорит о том, что совершенствование технического мастерства осуществляется через совершенствование свойства анализаторов, дающих богатую информацию о характере и степени точности выполняемых действий в конкретных условиях и улучшении согласованности в их работе.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что ловкость - это комплексное качество, не только аккумулирующее физические качества, но и включающее в себя целый ряд психических качеств, таких, как способность управлять своим вниманием (концентрация, распределение, переключение, быстрота получения и переработки информации), опера тивное мышление, управление своими ощущениями, восприятиями, эмо циями, проявление волевых усилий для выполнения сложнокоординированных двигательных действий в непростой обстановке.

Развитие общей и специальной ловкости осуществляется путем со вершенствования чувства пространства, времени, способности поддерживать равновесие системы «стрелок-оружие-мишень», а также рационально чередовать напряжение и расслабление отдельных групп мышц. Основной путь развития ловкости - овладение новыми разнообразными двигательными навыками и умениями. Для развития общей ловкости целесообразно применять упражнения, связанные с мгновенным реагированием на постоянно меняющуюся обстановку, в частности различные спортивные игры: теннис, баскетбол, подвижные игры, единоборства, а также специальные упражнения.

Необходимо отметить, что упражнения для развития ловкости при водят к быстрому утомлению. Выполнение их требует большой четкости мышечных ощущений и при наступившем утомлении дает малый эффект. В связи с этим интервалы отдыха должны быть достаточными для восстановления.

Специальную ловкость следует развивать с помощью упражнений, характерных для деятельности стрелка из лука. При этом следует учи тывать, что лучник одновременно совершает сразу несколько технических действий, требующих согласованности в работе различных мышечных групп (удержание лука, сопротивление давлению лука, натяжение лука и ориентация его в плоскости стрельбы, поддержание необходимой позы, расслабление пальцев, обеспечивающих выпуск тетивы), и корректирует различные характеристики своих движений, сообразуясь с изменениями обстановки. В связи с этим большое значение для развития и совершенствования специальной ловкости может иметь моделирование усложненных условий деятельности в процессе стрельбы (уменьшение времени, отводимого на стрельбу, изменение освещенности, стрельба в неблагоприятных метеорологических условиях и т.д.), заставляющих лучника менять темп и ритм стрельбы, учитывать воздействие искусственно вводимых помех и искать новые способы преодоления возникающих трудностей.

Произвольное управление мышечным тонусом

Выполнение высокоэффективного выстрела из лука возможно толь ко при условии тонкого и точного согласования в работе отдельных мышечных групп, т.е. оптимальном чередовании мышечного напряжения и расслабления. Стрелок обязан развивать умение управлять мы шечным напряжением.

Развить это умение можно только в процессе постоянных систематических тренировок в произвольном расслаблении и напряжении как оп ределенных мышечных групп, так и всех скелетных мышц в целом.

На тренировочных занятиях лучник должен постоянно «считывать» информацию, поступающую от мышц. И следить за тем, чтобы не допустить излишней тонической напряженности мышц, которая нарушает координацию, что мешает быстро осваивать и совершенствовать тех нику выстрела.

Для развития способности произвольно изменять уровень мышечно го напряжения лучник может использовать различные варианты ауто генной тренировки, прогрессивной мышечной релаксации, упражнения идеомоторной тренировки. Использование данных методик должно быть соотнесено со спецификой вида спорта, так как специально адаптированные методики помогут эффективно и в более короткий срок полу чить желаемый результат.

Комплексная разминка стрелка из лука
Под разминкой подразумевается выполнение специально подобранных упражнений, которое предшествует выступлению на соревнованиях или основной части занятий (тренировки).

Разминка проводится с целью достижения оптимального уровня возбудимости нервной системы (сенсорных и моторных нервных центров коры больших полушарий, вегетативных нервных центров) и двигатель ного аппарата, повышения обмена веществ и температуры тела, усиле ния деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшения координации движений, т.е. для подготовки организма к предстоя щей работе. Она также является одним из основных средств профилактики спортивного травматизма.

К разминке предъявляются следующие основные требования:

Упражнения должны быть простыми, доступными и знакомыми спортсменам.
Выполнение комплекса упражнений должно привести организм стрелка в состояние оптимальной психофизической готовности.
Разминка не должна вызывать утомления.
Продолжительность разминки и интервал отдыха перед основной частью тренировки или соревнования необходимо строго регламенти ровать в соответствии с состоянием спортсмена и окружающими условиями.
Разминку обычно подразделяют на общую и специальную.

Общая разминка может состоять из самых разнообразных упражнений, цель которых - способствовать повышению температуры тела, возбудимости ЦНС, усилению функций кислородтранспортной системы, обмена веществ в мышцах и других органах и тканях тела.

Специальная разминка должна по своему характеру быть как можно ближе к предстоящей деятельности.

Выполнение специальной разминки настраивает стрелка на выполнение специфических упражнений и способствует возникновению оптимальных взаимоотношений процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, установлению соответствующих нервных процессов и связей, обеспечивающих проявление динамического стереотипа пред стоящего действия.

Под влиянием повышения тонуса ЦНС и повторных упражнений рефлекторно повышается работоспособность всех систем и органов применительно к специфике действия. Исследования показали, что результаты стрельбы первых серий, как правило, ниже, чем последую щих.

Это может объясняться тем, что выполнение общепринятых упражнений не обеспечивает создания психофизиологического состояния, которое позволило бы с первых зачетных серий добиваться максимального результата.

Это состояние характеризуется такими факторами, как показатели пульса, дыхания, кровяного давления, нервно-мышечной координации, устойчивости системы «стрелок-оружие-мишень», тремора, скорости реакции, особенностью протекания психических процессов и т.д. Чем меньше будет разрыв между этими показателями функционирования различных систем до разминки и началом стрельбы, тем быстрее лучник приспособится к условиям соревновательной деятельности и, следовательно, не «потеряет» очков в первых зачетных сериях.

В связи с этим специальная разминка стрелка из лука должна иметь комплексный характер и учитывать физический, технический, такти ческий и психический компоненты спортивной деятельности лучника.

Подбор и выполнение упражнений, обеспечивающих комплексный характер разминки стрелка из лука, может осуществляться с учетом сле дующей схемы:

1. Вначале выполняют различные, специально подобранные физические упражнения в очень медленном темпе с полной концентрацией внимания на работающих мышцах, развивая при этом вначале малое, затем среднее и околомаксимальное напряжение мышц при выполнении каждого движения. Упражнения должны быть подобраны таким образом, чтобы задействовать в основном те мышечные группы, которые участвуют в выполнении выстрела. На выполнение упражнений отводится 6-7 мин.

2. Затем в течение 1,5-2 мин выполняются упражнения на растяжения.

3. После этого воспроизведение и сохранение в течение 3 мин состояния «аутогенного погружения».

4. В состоянии «аутогенного погружения», в течение 3,5-4 мин про водится идеомоторное воспроизведение тех технических элементов, которые требовали, по мнению каждого стрелка, наибольшего внимания с последующим идеомоторным представлением всей схемы выстрела из лука в целом и серии в целом.

5. Выполнение в течение 2 мин нескольких имитационных движений непосредственно с луком.

6. В течение 10-15 мин стрельба на близкой дистанции (3- 5 м ) с предварительным идеомоторным воспроизведением каждого выстрела.

Необходимо также всегда помнить, что временной интервал между идеомоторным воспроизведением выстрела и его реальным выполнением дол жен быть минимальным, лучше, если его практически вообще не будет.

В том случае, если стрелок из лука по какой-либо причине в момент образовавшегося интервала отвлекся под воздействием на него любого раздражителя (внешнего или внутреннего характера), то он должен вновь идеомоторно воспроизвести выстрел из лука, а затем реально его выполнить.

Это правило необходимо соблюдать не только во время проведения разминки, а каждый раз при подготовке к выстрелу. Отвлечение внимания или возникновение какой-либо мысли в этот момент, а также в процессе идеомоторного воспроизведения выстрела и реального его выполнения недопустимо.

Естественно, выполнить это условие достаточно сложно, однако вполне возможно, если уровень притязаний стрелка на победу и вообще на достижение максимально возможных результатов достаточно велик и он действительно этого очень желает. Соблюдение данного правила должно стать обязательным не только в соревновательных условиях, но и во время любых тренировок. Только при таком отношении к своей деятельности спортсмен сможет действительно достичь высокого уров ня подготовленности и рассчитывать на победу.

Очень важно вовремя определить состояние, в котором находится стрелок перед началом стрельбы (соревнование, контрольная стрельба, тренировка). В этом должен участвовать как тренер (психолог, врач и т.д.), так и сам спортсмен.

В том случае, если лучник перевозбужден, необходимо так органи зовать процесс разминки, чтобы излишнее напряжение было снято; если же имеет место угнетенное состояние, пониженный уровень нервно-пси хической активности, то нужно переключить внимание спортсмена на объекты (деятельность), вызывающие положительные эмоции, и провести мероприятия, направленные на мобилизацию сил стрелка для обеспечения его продуктивной спортивной деятельности.

+3

94

Основные упражнения для спортсменов-лучников для различных групп мышц

Группа мышц Значение в процессе стрельбы из лука Описание упражнений

1. Дельтовидные мышцы - Участие в стабилизации основной стойки стрелка - удерживают лук в горизонтальном положении. Жим штанги из-за головы стоя или сидя, Тяга штанги, гири или резинового жгута, зацепленного за ноги, к подбородку в положении стоя, Подъем прямых рук с гантелями вверх через стороны, стоя

2. Дельтовидные мышцы + трицепсы - Удержание, тяга тетивы - Жим штанги (гантелей) с груди стоя

3. Трицепсы - Удержание, тяга тетивы - Жим штанги лежа узким хватом, Разгибание рук со штангой (гантелями) из-за головы лежа на горизонтальной скамье («французский» жим)

4. Грудные мышцы + трицепсы - Удержание, стабилизация корпуса после выпуска стрелы -Жим штанги (гантелей) лежа на горизонтальной скамье, Отжимание в упоре на брусьях. Это упражнение для подготовленных. Можно подвешивать к поясу дополнительное отягощение.

5. Предплечья - Зацепление тетивы, стабилизация спуска - В руках гантели, штанга, зацепленный за ноги, хват сверху или снизу; сгибание рук в запястьях

6. Бицепсы - Участие при натягивании тетивы - Подъем на бицепс. И.П. стоя, сидя или с опорой плечами о наклонную доску, в руках гантели, штанга, хват сверху или снизу; сгибание-разгибание рук в локтевых суставах - Подтягивание на перекладине средним, узким или широким хватом руками сверху и снизу. Можно подвешивать к поясу дополнительное отягощение.

7. Трапециевидные мышцы спины - Стабилизация положения корпуса стрелка -Тяга штанги, гири, рукоятки блочного тренажера к подбородку в положении стоя

8. Широчайшие мышцы спины - Участие в натяжение тетивы и удержании и дотяга во время прицеливания. Стабилизация корпуса после выпуска стрелы -Тяга штанги, гири или гантелей к груди в наклоне - Тяга рукоятки блочного тренажера к животу в положении сидя - тяга верхнего блока к груди и за голову
9. Длинные мышцы спины - Стабилизация корпуса в вертикальном положении - Становая тяга штанги (гири). И.П. в наклоне, ноги на ширине плеч, немного согнуты. Выпрямляемся до вертикального положения за счет мышц спины, штанга в прямых руках.
- Наклоны. И.П. стоя, ноги на ширине плеч, штанга на плечах за головой. Наклон до угла 90 град, вернуться в И.П. Ноги держать прямые

10. Четырехглавые мышцы бедра - Укрепление стойки стрелка - Приседания со штангой на спине - разгибание в тренажере

11. Бицепсы бедер - Укрепление стойки стрелка Становая тяга штанги (гири) с прямыми ногами - Сгибание голеней лежа лицом вниз на тренажере для тренировки мышц бедра

12. Икроножные мышцы - Укрепление стойки стрелка - Подниматься на носки с отягощением на плечах

13. Мышцы брюшного пресса - Стабилизация корпуса стрелка - Сгибание тела углом из положения лежа на спине - Подъем ног из положения лежа на спине - Подъем ног к перекладине. И.П. в висе на перекладине или на гимнастической стенке хватом руками сверху: поднимать ноги к перекладине, стараясь не сгибать их в коленях.

В перечне  отражены основные базовые упражнения для укрепления физического развития спортсменов-лучников и определены функции каждой группы мышц в процессе выстрела.
Перечень наглядно отражает, каково значение тренировки каждой группы мышц в выполнении им всех стадий выстрела и повышении результативности положений стрелка.

+2

95

https://forumupload.ru/uploads/001a/8c/05/248/t485502.jpg
Вот именно☝️😉 на фото наглядно видно что мышцы даже морды лица участвуют во время выпуска стрелы🤣

Отредактировано Сварог (2021-03-17 07:51:47)

+1

96

Сварог
)))))
Скоро тебя догонит ))) https://forumupload.ru/uploads/001a/8c/05/158/t129929.jpg

0

97

Kiaksar написал(а):

Сварог
)))))
Скоро тебя догонит )))

Не хотел бы я с ним вступить в конфликт на туше архара🤣🤣🤣

Отредактировано Сварог (2021-03-17 09:33:02)

0

98

Хожу в зал 3 раза в неделю.
3 раза в неделю тренировки с луком, тир. Выстрелов по 100+.

Надо бы по-утрам с резинками заниматься, гантельками, да из тира выбираться на большие дистанции. Но дела… Фиг совместить. Хорошо хоть так получается.

Отредактировано S300 (2023-08-23 13:01:18)

0


Вы здесь » Боухантеры.ру » Снаряжение боухантера » Физическая подготовка охотника с луком (или без?)